4 Питання для
самостійного опрацювання: 1.
За якими ознаками, на думку Г. Сковороди, можна знайти щастя в житті? 2.
Де саме варто шукати щастя, за Г. Сковородою? У якому «світі» і в якій «натурі»
може воно знаходитися? 3.
Яким шляхом людина повинна знайти власне щастя? Якою мірою «споріднена праця»
може допомогти людині знайти щастя в житті? 4.
Як ви думаєте: наскільки легко стати щасливим за «рецептом» Г. С. Сковороди?
Якщо, з погляду Г. Сковороди, щастя як «необхідна необхідність скрізь і завжди
даруєтся», то чому більшість людей не почувають себе в житті щасливими? Благодарение
блаженному Богу о том, что нужное сделал нетрудным, а трудное ненужным. Нет слаще для
человека и нет нужнее, как счастье; нет же ничего и легче сего. Благодарение
блаженному Богу, Царствие Божие внутри нас. Счастие в сердце, сердце в любви,
любовь же в законе вечного... Что было бы, если бы
счастие, пренужнейшее и любезнейшее для всех, зависело от места, от времени, от
плоти и крови? Скажу яснее: что было бы, если бы счастие заключил бог в
Америке, или в Канарских островах, или в азиатском Иерусалиме, или в царских
чертогах, или в соломоновом веке, или в богатствах, или в пустыне, или в чине,
или в науках, или в здравии?.. Тогда бы и счастие наше и мы с ним были бедные.
Кто б мог добраться к тем местам? Как можно родиться всем в одном коем-то
времени? Как же и поместиться в одном чине и стати? Кое же то и счастие,
утвержденное на песке плоти, на ограниченном месте и времени, на смертном
человеке? Не сие ли есть трудное? Ей! Трудное и невозможное. Благодарение же
блаженному Богу, что трудное сделал ненужным. Ныне же желаешь ли
быть счастливым? Не ищи счастья за морем, не проси его у человека, не
странствуй по планетам, не волочись по дворцам, не ползай по шару земному, не
броди по Иерусалимам... Золотом можешь купить деревню, вещь трудную, как
обходимую, а счастие как необходимая необходимость туне везде и всегда даруется... Что же есть для тебя
нужное? То, что самое легкое. А что же есть легкое? О друг мой, все трудное, и
тяжелое, и горькое, и злое, и лживое есть. Однако что есть легкое? То, друг
мой, что нужное. Что есть нужное? Нужное есть только одно: «Едино есть на потребу»... Что же есть оное
едино? Бог. Всяка тварь есть рухлядь, смесь, сволочь, сечь, лом, крушь, стечь,
вздор, сплочь, и плоть и плетки... А то, что любезное и потребное, есть едино
везде и всегда. Но сие едино все горстию своею и прах плоти твоей содержит... Многие телесные необходимости
ожидают тебя, и не там счастие, а для сердца твоего едино есть на потребу, там
бог и счастие, не далече оно. Близ есть. В сердце и в душе твоей. Сковорода Г. С. Начальная дверь к христианскому
добронравию // Соч.: В 2 т. - М., 1973. –Т.1.- С. 111-112.
У
наведеній нижче роботі «Сердце и его значение в духовной жизни человека, по
учению слова Божия»Памфіла Юркевича (1826-674)
— професійного класичного філософа, професора Києво-Могилянської академії і Московського
університету обґрунтовується одна з корінних особливостей української
філософської думки — її кордоцентричність. Певною мірою він протиставляє
її раціоналізму західноєвропейській філософії, що, як відомо, віддавав перевагу
«голові», тобто мисленню, або розумові.
5 Питання для
самостійного опрацювання: 1.
У якому — прямому чи переносному — значенні говорить про серце П. Юркевич? Де,
на думку П. Юркевича, знаходиться серце в людини? 2.
Яке значення у духовному житті людини відіграє за П. Юркевичем серце? 3.
Які фізіологічні обґрунтування приводить П. Юркевич на доказ того, що серце є
«осередком усього тілесного і духовного життя людини»? Наскільки переконливими
здаються особисто вам його обґрунтування? 4.
Які найважливіші духовні процеси відбуваються в людському серці? 5. Яка, згідно П. Юркевичу, взаємодія розуму і серця в
області моралі?
Кто читает с
надлежащим вниманием слово Божие, тот легко может заметить, что во всех
священных книгах и у всех богодухновенных писателей сердце человеческое
рассматривается как средоточие всей телесной и духовной жизни человека, как
существеннейший орган и ближайшее седалище всех сил, отправлений, движений,
желаний, чувствований и мыслей человека со всеми их направлениями и оттенками... Сердце есть
хранитель и носитель всех телесных сил человека... Сердце есть
средоточие душевной и духовной жизни человека. Так, в сердце зачинается и
рождается решимость человека на такие или другие поступки; в нем возникают
многообразные преднамерения и желания; оно есть седалище воли и ее хотений... Сердце есть седалище
всех познавательных действий души... Сердце есть
средоточие многообразных душевных чувствований, волнений и страстей... Наконец, сердце есть
средоточие нравственной жизни человека... Сердце есть исходное место всего
доброго и злого в словах, мыслях и поступках человека, есть доброе или злое
сокровище человека... Сердце есть скрижаль, на которой записан естественный
нравственный закон <...>. Считаем
небесполезным войти в рассмотрение тех оснований, по которым наука не
соглашается с библейским учением о сердце как седалище и средоточии душевной
жизни человека. Может быть, при этом откроется, что библейское воззрение не так
безразлично для интересов нашего знания, чтобы мы могли при изучении души оставлять
его без внимания <...>. В настоящее время
физиология знает, что сердце не есть простой мускул, не есть нечувствительный
механизм, который только заведывает движением крови в теле посредством механического
на него давления. В сердце соединяются оба замечательнейшие порядка нервов: так
называемые нервы симпатические, которые заведывают всеми растительными
отправлениями человеческого организма, химическим претворением материалов,
питанием и обновлением тела, образованием его составных частей, наконец, целесообразным
согласием между величиною и формою его отдельных действий, и нервы, служащие
необходимыми органами ощущения или представления и воли. ...отсюда делается
ясным, почему общее чувство души или чувство, которое мы имеем о нашем
собственном духовно-телесном бытии, дает замечать себя в сердце, так что самые
неприметные перемены в этом чувстве сопровождаются переменами в биениях
сердца... Если нашему телу недостает надлежащих материалов для питания или если
какие-либо части его выведены из нормального своего положения и отношения к
другим частям, то эти механические изменения в теле ощущаются душою как
голод и болезнь <...>. Сообразно с этим
лучшие философы и великие поэты сознавали, что сердце их было истинным местом
рождения тех глубоких идей, которые они передали человечеству в своих
творениях, а сознание, которого деятельность соединена с отправлениями органов
чувств и головного мозга, давало этим идеям только ясность и определенность,
свойственные мышлению <...>. Гораздо решительнее
выступает значение сердца в области человеческой деятельности, потому что мы различно
судим о человеческих поступках смотря по тому, определяются ли они внешними
обстоятельствами и соответствующими соображениями или же возникают из
непосредственных и свободных движений сердца. Только последним, по-настоящему,
мы можем приписать нравственное достоинство, тогда как первые имеют в большей
или меньшей мере характер физических действий <...>. Выразим окончательно
нашу мысль о значении начал и общих правил разума в области нравственной
посредством евангельского образа, который по своей точности всегда будет
возбуждать удивление в беспристрастном наблюдателе: для живой — а не только
представляемой — нравственности требуется светильник и елей (Мф 25, 1 - 10). По
мере того как в сердце человека иссякает елей любви, светильник гаснет:
нравственные начала и идеи потем-няются и наконец исчезают из сознания... Это
отношение между светильником и елеем — между головою и сердцем — есть самое
обыкновенное явление в нравственной истории человечества. Юркевич II. Сердце и его значение в духовной
жизни человека, по учению слова Божия // Юркевич П. Философские произведения. –
М., 1990. - С 69-72, 75-76, 80-81,
83, 94, 101.
|